Впервые музей открыл свои двери для посетителей в 1991 году. На территории музея находится ратн-хот, юннты хар с наземным пирамидообразным жилищем, летним углубленным в землю жилищем и зимним таким же.
Игровая площадка оборудована для стрельбы из лука, «Кусыйн», Кулы юх, для проведения спортивных состязаний — прыжков через нарты, метания тынзяна на хорей. На площадке «Стойбище оленеводов-кочевников» возведены два чума, летний и зимний меховой, кораль — загон для оленей, дом для оленей, нарты различного типа. Площадка «Стойбище рыбака-охотника, ведущего полуоседлый образ жизни» оборудована зимней избушкой, тремя лабазами, очагом, хлебной печью — нянь кор, навесом для хранения и сушки вещей. А на тропе охотника и рыбака представлены ловушки на дичь, пушного зверя, рыбу, временное укрытие рыбака.
Здесь можно увидеть как старинные, так и современные орудия лова, средства передвижения. Вход в музей оборудован по типу укрепленного городища, по периметру ограда из жердей.
Идея создания Казымского этнографического музея-парка существовала с 1980- х годов. Касум, так на языке ханты звучит Казым, является интереснейшим очагом регенерации культурных традиций народов: ханты, зырян, лесных ненцев. Древняя самобытная культура северных народов к концу XX века претерпела значительные изменения. Процессы урбанизации мира разрушительно повлияли на традиционный образ жизни, духовную и языковую культуру, фольклор.
В результате длительного совместного проживания этносов наблюдается ассимиляция культуры малочисленных общностей с культурой других народов. Неумолимо уходят в прошлое знания старожилов, носителей традиционного фольклора; умение мастеров-наставников, хранителей старинного прикладного ремесла и промыслов. Всё это требует поддержки и грамотного фиксирования.