Россия, Ханты-Мансийский автономный округ,
с. Казым, ул. Набережная д. 22
Билеты
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ,
с. Казым, ул. Набережная д. 22
Билеты

Канева Мавра Михайловна родилась 14 мая 1946 года в с. Казым Березовского района в семье коми – зырян, как сами себя называют. Закончила 7 классов в с. Казым, затем училась в Ханты-Мансийском педучилище. Вернулась работать в родное село. Сначала два года проработала в д. Нумто – заведующей школой и интернатом. Затем переехала в с. Казым, 6 лет работала воспитателем и 3 года заведующей интернатом. Затем много лет работала учителем начальных классов и учителем родного (коми-зырянского) языка. Вела кружок родной культуры. В 1993 году организовала коми-зырянский коллектив «Асья кыа». Она 40 лет отдала обучению и воспитанию детей в школе-интернате села Казым. Многие бывшие воспитанники интерната с благодарностью вспоминают минуты общения, теплые слова поддержки, а также уроки, которые вела Мавра Михайловна. У Каневой ММ трое детей, все получили высшее образование.

В настоящее время Канева ММ – пенсионер. Она очень активная, никогда не сидит на месте, ответственная, добрая, любит природу.

Из истории семьи

Род Каневых – это зыряне, местом их проживания была республика Коми.
«Канев — вторая по распространенности (после Поповых) фамилия в республике Коми. «Северная» фамилия. 60,87% ее носителей проживают в Ижемском районе (дер. Бакур, дер. Большое Галово, дер. Варыш, дер. Галово, дер. Диюр, с. Ижма, с. Кипиево, с. Краснобор, дер. Ласта, дер. Малое Галово, с. Мохча, дер. Мощъюга, с. Потча и с. Сизябск). Еще 17,39% — выходцы из Усинского района (с. Колва, дер. Новик-Бож, с. Усть-Уса и с. Щельябож). Остальная часть «разбросана» по всей территории Коми: Княжпогостский район (с. Турья), Корткеросский район (с. Вомын), Сосногорский район (с. Усть-Ухта), Усть-Вымский район (пгт. Жешарт) и Усть-Цилемский район (с. Новый Бор)».

Канева Мавра Михайловна рассказывает следующее: «Мои предки – коми-зыряне – проживали в Ижемском районе Коми АССР. Они переехали на Север, так как поголовью оленей грозило заражение сибирской язвой. Они потомственные оленеводы. Мама Прасковья Фатеевна Канева (в девичестве Вокуева) очень рано осталась без родителей, и была привезена в Казым в 1925 году на воспитание к своему родному дяде Вокуеву Якову Гермагеновичу. Его семья в Казыме обосновалась в 20-е годы XX века. Здесь мама вышла замуж за Канева Михаила Алексеевича.
Родственники со стороны мамы живут в д. Ласте и Мохче Ижемского района Республики Коми. Мама умерла в 1980 году. Ей было 64 года. Родители занимались оленеводством. Сначала в зырянской артели им. Скачко, потом в совхозе «Казымский». Отец был оленеводом, а мама была чумработницей. Мужскую линию рода Каневых легко проследить, так как у мужчин были прозвища. Проиллюстрирую на нашем примере. Род Каневых ведёт своё начало от самого дальнего предка Канева Давида (Дав). У Канева Давида рождается сын Никита, у Никиты Давид (Дав), у Давида – Гурьян (Гурей), у Гурьяна рождается сын Аким (Аким), у Акима – сын Алексей (Эль), а у Алексея и Феоктисты – сын Михаил (Миш) – мой папа. Прозвище моего папы звучит следующим образом: Дав-Никита-Дав-Гурей-Аким-Эль-Миш. Удобно и просто. Особенно, когда ищешь родственников в Коми республике. Там до сих пор это сохранилось, хотя и не везде и только среди старшего поколения».

Канева Мавра Михайловна собрала богатый фольклорный материал – песни, сказки, загадки, былички. Весь собранный материал на Ижме, в с. Мужах затем переводит на казымский говор ижемского диалекта, так как проживая локально, казымские коми-зыряне сохранили более старинный говор, их язык не поддался влиянию литературного коми языка. В этом и есть уникальность материала, исполняемого Каневой ММ и ее коллективом.

Коллектив Мавры Михайловны участник многочисленных праздников и фестивалей – «Салыкве», Финно-угорский фестиваль, «Живущие по солнцу» (г. Ханты-Мансийск), «Чужан войтыр» (ЯНАО,с. Мужи), «Луд» (Коми республика, с. Ижма), «Белый олень» (Белоярский), г.Томск.

За сохранение историко-культурного наследия Мавре Михайловне присуждена премия «За вклад в развитие межэтнических отношений».

Материал подготовила Федотова Е.Т.

Акань (Кукла) — детская
Бадь улын (Под ивой)
Веж луд кузя гуляйтiм (По зеленому лугу гуляли)
Висер вожин (В селе Висер)
Кор ме деленьджик велi (Когда я был маленький)
Марья Моль (Марьин корень)
Мича гудэ (Красивая гармонь)
Мича Райда (Красивая Райда)
Мумалина (Земляника)
Над Печорой
Паськыд гажа улича (Широкая раздольная улица)
Пышкай (Воробей) — детская
Пэлэзнича (Василёк)
Талун Машук дыр изво (Сегодня Маша пришла поздно)
Тусо лунъясыс (Весенние дни)
Ту-ту ру-ту (Шуточная свадебная)
Тэца пилот (Знакомый пилот)
Учимся говорить по коми
Эжва сиктын (В селе Эжва)
Юкмес дорын (У колодца)

Другие коллективы

Кантеров Григорий Николаевич
16 августа 2022
Кантеров Григорий Николаевич

Григорий Николаевич – единственный оставшийся исполнитель древней музыки, традиции которой перенял от своих предков. Он не только играет на инструменте, но и сам его изготавливает. Интересна по исполнению песня со звукоподражанием птицам.

Читать >
Кантерова  Тамара Пийтомовна
16 августа 2022
Кантерова  Тамара Пийтомовна

Тамара Пийтомовна в настоящее время на заслуженном отдыхе, проживают с супругом Кантеровым Григорием Николаевичем на стойбище, в 20 км от д. Нумто, ведут традиционный образ жизни.

Читать >
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам