Современный национальный театр в с. Казым вышел из древнего ритуала и обряда «Медвежьи игрища». В основе театра лежит действо, аналогичное тем первым действиям-спектаклям, которые устраивали древние люди. Их вера в совершаемое, была колоссально велика, поэтому такие обряды несли в себе великое таинство и энергию. Первобытные ритуальные танцы и обряды, в процессе эволюции, превратились в различные виды зрелищ и современный театр.
Для национального театрального движения этническое направление является наиболее приемлемым, задача которого трансформировать то, что есть в магической, сакральной природе этнической культуры, которая идет из глубины веков, создать на сцене то магическое зрелище, ту завораживающую тайну, которую нельзя до конца постичь, а можно только чувствовать и угадывать.
Основной принцип всех постановок — это рождение спектакля изнутри. Актеры не играют готовый сценарий пьесы, они сами зададут проблему, тему, сами сочиняют и проигрывать этюды, из которых собираются спектакли. В этюдах они смогут воплотить свои личные истории, переживания, взгляды, ощущения. Театр существует уже 10 сезонов и работает с режиссерами из г. Санкт-Петербург – Игорем Устинович и из Эстонии Анне Тюрнпу.
Основные особенности Театра Берестяных Масок: правдивость изложенных историй, эмоциональная включенность актёров, а также талант режиссёров, которые смогли понять и вывести внутренние переживания актёров на уровень театрального действа и, наконец, немаловажную роль имеет терапевтический эффект подобных спектаклей Театра как для самих играющих, так и для тех, кто включается в их игру. «Театр как песни, можно выразить вещи, которые в обыденном разговоре, на обычном языке очень сложно, больно и неловко выражать. Но смелость нужна создать свой выразительный язык, который вписывается в контекст европейского театрального искусства, – антрополог Стефан Дудек (Stephan Dudeck) о Театре Берестяных Масок.
Актёрами театра являются жители села Казым, т.е. люди, не имеющие специального театрального образования, но у которых «нужно поучиться актерской игре» (Маргарита Ершова, преподаватель высшей категории отделения «Театральное творчество» ЕГТИ)
История импровизационного «Театра берестяных масок» началась с желания сохранить единственный древний ритуал на территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) – праздник народа ханты «Медвежьи игрища». В репертуаре коллектива 11 спектаклей, созданных на основе Медвежьих игрищ – магические, красивые, со смесью визуального театра и театра кукол, женские спектакли — связь традиционного и современного существования и детско-юношеские спектакли, направленные на исцеление большой души маленького, но очень важного человечка на Земле. «Театр берестяных масок» существует с 2012 года при поддерке МАУК «Центр историко-культурного наследия «Касум ёх», Фонда ПУПИ и детского этнокультурного стойбища «Нумсанг ёх» Театр является участником Международного фестиваля театров финно-угорских народов «Майатул» как единственный непрофессиональный коллектив среди профессионалов. Директор фестиваля Эрик Юзыкайн отметил: «Это необычный театр, и этим он привлекает. Я хочу, чтобы именно из таких спектаклей состоял фестиваль». Так же Театр является участником, призером фестиваля любительских коллективов «Театральная весна» (ХМАО-Югра), детского театрального фестиваля «Табуретка» в г. Санкт-Петербург.