Автор работы Кабакова Марина Викторовна
Ключевые слова: этническое стойбище, Нумсанг ёх, спектакль, театр берестяных масок.
Известно, что в ХМАО коренные народы округа занимают не более 1,9% от общей численности населения Югры[1]. Традиционная среда проживания сужается, во многих регионах практически разрушена, поэтому идет поиск альтернативных форм трансляции культурных ценностей. Одной из таких форм, которая прошла испытание временем, является детское этнокультурное стойбище.
Этническое стойбище «Нумсанг ёх» создано в 2000 году. Основополагающая идея «стойбищ» заключается в том, что детей из разных слоев обско-угорского общества, погружают в этническую среду, т.е. на некоторое время изолируют от современной жизни. Здесь они ведут образ жизни, приближенный к традиционному: живут в традиционных жилищах, занимаются традиционными видами деятельности. В зависимости от содержательной составляющей смены более углубленно погружаются в тот или иной аспект культуры. Например, многие годы проводятся языковые, фольклорные, мастеровые, оленеводческие, промысловые и другие тематические смены. С 2012 года появились театральные смены, на которых я и хочу заострить внимание.
Известно, что у обских угров сохранился архаичный ритуал – медвежьи игрища. С первых лет существования детских стойбищ мальчики целенаправленно обучались исполнению драматических сценок этого ритуала. Традиционные сценки медвежьих игрищ, в основном, носят юмористический характер, часто в шуточной форме обнажаются те или иные негативные черты характера, демонстрируются нарушения этических норм и т.д. поэтому они имеют воспитательную функцию. При исполнении драматических сценок соблюдаются строгие каноны (соответствующая одежда, атрибутика, определенная пластика движений, фальцет).
Со временем, освоив каноны драматических сценок, дети стали проигрывать сюжеты, взятые из реальной жизни, так зародился театр берестяных масок[2].
Известно, что исполнителями медвежьих игрищ являются мужчины (мальчики), а женщины (девочки) могли участвовать только в танцах. Поэтому для девочек была создана студия «Танцевальная пластика».
В последующем родилась идея объединения творческих наработок на одной сцене. И в 2012 появляется проект «Легенды Земли Казымской»[3].
Первоначально, наиболее существенной представлялась идея, что в контексте культурной традиции, в условиях сельской местности, у детей появится возможность реализовать свой творческий потенциал. Однако в последующем, в ходе работы, наиболее выпукло проявились то, что можно назвать психотерапией. Инициатором которого выступила эстонский режиссер Аннэ Тюрнпу.
Основной принцип всех постановок — это рождение спектакля изнутри. Ребята не играют готовый сценарий пьесы, а сами сочиняют и проигрывают этюды, которые могут войти в будущую постановку. В этюдах они воплощают свои личные истории, переживания, взгляды, ощущения. Это и есть своеобразная психотерапия (психодрама) для актеров, а в последующем и для зрителей.
Для рождения спектакля, необходима «питательная» среда, наполненная творческой энергией. Создание такой среды – задача специалистов и воспитателей. Дети погружаются в мир обрядов, мифов, сновидений. С ними прорабатываются проблемы взаимоотношений с окружающим миром, межличностные отношения и т.д. Особое внимание уделялось конкретным темам, представленным в фольклоре обских угров, например, тема дороги как символ поиска своего пути в жизни.
Необходимым условием в работе над спектаклем является общая игра и вечерние легенды. С утра, с целью погружения в стихию родной природы, ребята отправляются в лес, они впитывают цвета, звуки, запахи. А перед общими сборами играют в любимые подвижные игры. Именно в игре дети становятся раскованными, подлинными, в дальнейшем этот раскрывшийся потенциал используется в актерской работе.
Легенды вечернего костра призваны пробуждать в ребенке мир чувств, эмоций, они дают ощущение сопричастности к миру предков, к миру древней культуры Югорской земли.
Из жизненных историй, легенд, быличек, сновидений, рассказанных детьми, выбираются наиболее яркие, и дети, разделившись на группы, оживляют их в театрализованных действиях. Игра актеров во многом построена на импровизации, так как именно это является своеобразием древней традиции финно-угорских народов.
На общих репетициях каждая группы представляет свой мини спектакль. В перерывах между этюдами проводятся «актерские» игры, где ребята учатся актерскому мастерству, умению чувствовать друг друга, доверять друг другу. Постановка каждой сцены обязательно обсуждается.
Конечным продуктом театральной смены является спектакль. Сюжетной линией первого спектакля «Сны забытого стойбища», явились былички и жизненные истории детей (режиссер Аннэ Тюрнпу, специалист из Эстонии)[4]. Постановка следующего года «По сакральным тропам души», основана на сновидениях детей и элементах хантыйской мифологии (поставлен Евгенией Молдановой, актрисой обско-угорского театра).
Избранная форма работы над спектаклями дает соответствующий результат. В итоге, содержательная часть постановок, это, в первую очередь, раскрытие психологических и иных проблем малочисленных народов. Для детей и многих зрителей постановки явились своего рода спектакль-терапией, так как позволили осознать, осветить многие боли и страхи, укрытые в глубинах души. В спектаклях нельзя четко проследить сюжетную линию, завязку, развязку.
Однако, как свидетельствуют высказывания зрителей, люди «узнают» в спектакле себя, свои проблемы, а главное способ решения этих проблем. Например, женщина из г. Белоярский, отметила, что, благодаря спектаклю «Сны забытого стойбища», она осознала, как можно жить в городе, «не потеряв своих корней». Девушка из Ханты-Мансийска призналась, что благодаря спектаклю, она поняла, что ее место рядом со своим народом (она собиралась уехать в Санкт-Петербург) и т.д.
Проект не заканчивается постановкой одного или двух спектаклей. Конечным результатомпроделанной работы стал мини национальный театр импровизаций, театр детского этнокультурного стойбища «Нумсанг ёх»[5]. Театр импровизаций — это творческая группа, у которой нет здания, нет постоянной труппы, но имеется система проектов. Эти проекты осуществляются в разных пространствах, с разными артистами, но подчинены единой цели. Это некая профилактика психического здоровья юных актеров. Ребятам не навязываются конкретные сценарии, они играют то, что их окружает, то, что для них ценно, то, что для них страшно и больно. Проигрывая жизненные ситуации, дети обнажают негативные аспекты общества, вскрывают свои и чужие недостатки, пороки, созидают образцы для подражания и, возможно, их осознанное будущее будет отличаться от трагического настоящего их родителей (алкоголизм, суициды…). Это главное, ради чего проводятся театральные смены на детском стойбище «Нумсанг ёх». Безусловно, все проблемы в одночасье не решаются, но театрализация дает возможность выхода за пределы своей маленькой, и чаще всего, проблемной личной жизни. Исполнение песен на хантыйском языке, медитативные движения традиционных танцев, аншлаги гастрольных туров, все это дает возможность сохранить этнические традиции народа, дает осознание уникальности своего этноса, гордость за свой народ, гордость за принадлежность к своему народу, и в конечном счете помогает ребенку сохранить себя как полноценную личность.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Общие сведения об округе [Электронный ресурс] // Единый официальный сайт государственных органов ХМАО-Югры. – Режим доступа: https://admhmao.ru/ob-okruge/obshchie-svedeniya/obshchie-svedeniya-ob-okruge/#:~:text=В%20настоящее%20время%20Ханты-Мансийский%20автономный,которых%20ведут%20традиционный%20образ%20жизни (дата обращения 01.11.2021).
[2] Поездка в стойбище «Нумсанг ёх» [Электронный ресурс]// Живой журнал. – Режим доступа: https://logamat.livejournal.com/8333.html (дата обращения: 24.10.2021).
[3] Сны забытого стойбища: о спектакле ко Дню коренных малочисленных народов мира в с.Казым // Белоярские вести. – 2012. – № 32 – С. 3.
[4] Сны забытого стойбища: о спектакле ко Дню коренных малочисленных народов мира в с.Казым // Белоярские вести. – 2012. – № 34 – С. 23.
[5] Театральная студия детского этнокультурного стойбища «Нумсанг ёх» [Электронный ресурс] // Этнокультурный центр. — Режим доступа: http://etno-centr.hmansy.muzkult.ru/tv-1/ (Дата обращения: 14.11.2021).