Россия, Ханты-Мансийский автономный округ,
с. Казым, ул. Набережная д. 22
Билеты
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ,
с. Казым, ул. Набережная д. 22
Билеты

Коми-зыряне — коренной народ Севера (основное место расселения — Республика Коми); Среди коми-зырян особо выделяется группа оленеводов, которая носит название коми-ижемцев (от р. Ижма, где в XIX в. находился их основной ареал). Этническая группа коми-ижемцев формировалась на протяжении второй половины XVI — начала XIX вв. в восточной части Большеземельской тундры. Причиной их обособленности от остальных групп коми с середины XVIII в. стало преобладание в хозяйстве оленеводства, которое они переняли от большеземельских ненцев. В настоящее время коми-ижемцы живут в Ненецком автономном округе Архангельской области, в Мурманской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах Тюменской области; их численность более 15 тыс. человек, в том числе оленеводов около 7–8 тыс. В Тюменской области, по данным Всесоюзной переписи населения, коми-зырян в целом — 11 тыс. человек, из них в Ямало-Ненецком автономном округе — 5746, в Ханты-Мансийском — 3436 человек, основная территория проживания — в Шурышкарском и Березовском районах в ареалах хантов, манси, ненцев и русских старожилов Тюменского севера.

Издавна коми-зыряне знали путь за Уральские горы. Один из маршрутов следования купцов и промышленников через Каменный пояс, проложенный по правому притоку Печоры – Щугору, называли Зырянской дорогой, «поскольку первыми его «проведали» жившие в Приуралье коми-зыряне» [1]. Проживая на обширной территории, вплотную прилегающей к Уралу, древние коми знали переходы, ведущие через горы. Коми, благодаря многолетнему соседству с угорскими народами, не только изучали язык и обычаи хантов, манси, ненцев, но и могли пройти по глухим таёжным тропам Сибири.

Доказательством раннего проникновения коми за Урал служат открытия археологов. «В 1977-81 гг. на окраине посёлка Перегребное Октябрьского района Ханты-Мансийского округа проходили раскопки древнего городища, построенного в XII-XIII столетии древними пермянами». [1] В 1979г. Южнее Перегребного обнаружено Шеркалинское городище, в котором, начиная с XII в. жили предки коми. Таким образом, можно говорить о переселении коми-зырян за Урал ещё в XII-XIV вв. «Данное предположение подтверждают исследования лингвистики, истории, этнографии, топонимики». [1]

Христианизация коми в XIV столетии стала причиной переселения части коми-зырян за Каменный пояс. В связи с этим интерес представляют Большой и Малый Атлым – «по преданиям, туда ушёл от Стефана Пермского неисправимый язычник Пам со своим родом. Не исключено, что Пам шёл именно в эти места, так как там уже жили его соплеменники-переселенцы»[1].

Множество географических названий на территории нижнего Приобья и Урала имеют, как известно, коми происхождение.

Этапы переселения коми в Западную Сибирь

1 этап: XI-XVI вв Причинам переселения в то время были, вероятно, экспансия Новгорода (XI-XII вв.), а затем Московского государства (XIV-XVI вв.), оскудение охотничьих угодий и бегство язычников-коми от христианизации.

2 этап: с конца XVI – начала XVII вв. В это время зыряне участвовали в военных походах русских отрядов, строили первые города (Тобольск, Берёзов, Сургут и т.д.), переселялись в Сибирь с жёнами и детьми. Нередко зыряне проникали в самые удалённые места раньше царских воевод. В конце XVI – в начале XVII вв. в Сибирь переселилось около 2 тыс. человек.

3 этап: со второй половины (по другим данным — со второй четверти) XIX в., когда начинается массовое стихийное переселение на Обский Север коми-ижемцев — выходцев с реки Ижмы.

4 этап: Приток новых переселенцев из Ижемско-Печорского бассейна в Зауралье продолжается также в первой четверти XX в. и заканчивается в 1920-1930 гг. В это время оленеводы ижемцы появились в бассейне Казыме(1920-е гг.) и в верхнем течении Северной Сосьвы (1930-е гг.) Причиной последних переселений был не только поиск новых пастбищ, но и бегство от советской власти и коллективизации.  (2)   

Значительное количество коми проживало в начале 20 века в Обдорском районе: 3810 человек, что составляло 2, 66 % населения округа. В своих записках о пребывании в Обдорске в 1843 году широко известный в науке финский лингвист и этнограф Матиас А. Кастрен отмечает: «Очень может быть, что зыряне и основали этот малый поселок, исторически достоверно по крайней мере то, что они издавна предпринимали торговые поездки в Обдорск» (Кастрен I: 211). Более подробно о жизни и быте обдорских коми повествует политический ссыльный В.В.Бартенев, который с 1891 по 1894 гг. проживал в Обдорске. Он пишет: «Обдорскому краю известны ещё зыряне кочующие и приезжие для торговли. Постоянно живущих в Обдорске около 300 человек. Кочующие зыряне ходят круглый год с оленями по тундре наравне с самоедами, только оленей у них больше, да обыкновенно они держат работников самоедов» (Бартенев, 1998: 136). В путевых заметках финского ученого Аугуста Алквиста, проводившего исследования среди хантов и манси в 1858, 1863 и 1883 гг. , содержатся сведения о коми-ижемцах, которые «сохранили свой собственный язык, но с течением времени усвоили образ жизни и одежду севернорусского народа», «способны блюсти собственные интересы». Ученый отмечает также, что в Березовском округе зыряне обосновались в дер. Мужи на Малой Оби, несколько семей в Обдорске, а также «направляли властям прошения о разрешении поселиться на реке Надым» (Алквист: 105-106).

В с. Мужи на реке Обь коми появились в 1840-1850 г.г. С середины 1870-х г.г. приток ижемцев в с. Мужи усилился (Жеребцов, 1982: 180, Жеребцов, 1998: 98).

Если в 16-18 веках жители коми заселяли преимущественно земли Северного Приобья, то в 19-20 веках началось интенсивное освоение других территорий Сибири. Осваивая новые места, коми продвигались дальше на Восток, на территорию нынешнего Ханты-Мансийского округа. Первое зырянское семейство на территории земли Югорской поселилось в 1842 г., на месте будущей деревни Саранпауль (по реке Ляпину). Позднее сюда подселяются другие семьи… По данным переписи 1897 г. в Березове проживало 132 чел. зырян, в ближайшей городской округе – 35, по северной Сосьве – 52 чел., по Ляпину 451 чел… Кроме Саранпауля, зыряне жили в селах Няксимвольском и Сартыньинском на реке Сосьве. Коми оленеводы кочевали со своими стадами от Урала до Оби и даже далее на Восток» (Ист. ХМАО, 2000: 260). Исследователь Н.А. Абрамов, назначенный с 1842 года смотрителем Березовского училища и проживший в крае более семи лет, в своем «Описании Березовского края» пишет: «Странствующие торговцы, архангельские зыряне, приезжают в Березовский край через Урал в Обдорск, Мужи и Березов разными путями» (Абрамов: 51-65).  В Обдорск по елецкой дороге, которые русские называют Большим и Древним переходом. В село Мужи зыряне идут по проходу Коппольскому. В Березов  через проход Торавский. 

В конце 19 — начале 20 века в тундре резко распространилась эпидемия сибирской язвы. Массовый мор оленей приводил к полному разорению оленеводов, для которых основным источником жизни, главным видом транспорта являлись олени. Борьба за жизнь, стремление сохранить свое хозяйство вынуждали ижемцев оставлять привычные места. С каждым годом всё больше кочевников прибывало на территорию Югры. В 1906 г. в ссылке в г. Березове находился Н.Л. Скалозубов, который в своем дневнике описывает хозяйство коми-ижемцев, и отмечает, что зырян в Березове около 30 семей (Скалозубов: 363). К 1913 году в Березовском уезде находилось 500 человек ижемцев, к 1924 году их стало 959 человек, а к концу 1925 года в Березовском районе имелось 250 коми хозяйств, в которых обитало 1140 жителей, в том числе в Сартынье – 46, в Саранпауле – 582, в Казыме – 34, в Няксимволе – 86, в Подгорном – 146, в самом Березове – 246 человек (Жеребцов, 1982: 181).

По свидетельству старожилов, коми-ижемцы кочевали на большие расстояния, хорошо знали места, поддерживали родственные отношения. Стремление земляков держаться вместе после переезда было характерным для коми-ижемцев; обычно сначала выезжало несколько семей, после к ним подселялись следующие мигранты (Конаков, Котов, 1991: 48). В 20 годы 20 века несколько оленеводов из села Мужи переезжают через Березово на казымскую территорию, места проживания хантов и лесных ненцев.

Серьезным испытанием для ижемцев, занимающихся оленеводством, стала коллективизация. В ходе неё, как известно, зачастую нарушался принцип добровольности. Оленеводы-ижемцы были вынуждены покидать свои земли, чтобы уйти от советской власти. Как вспоминают жители ижемских деревень, «многие уехали в голодные годы, от того, что оленей забирали, от налогов. Вместе с обозом уезжали. Так и ехали, стадо следом. Дома оставляли» (Сметанин П.И., д. Мошъюга Ижемского района, полев. мат-лы, перевод автора, 2003 г.). О причинах переселения старожилы с. Казым говорят: «Приехали, потому что голод был. Кто-то от революции бежал. Кому охота на войне жить. Василий Петрович там воевал и сюда приехал» (Канев А.А., Казым, полев. мат-лы, перевод автора, 2005 г.). Местные ханты подтверждают: «Зыряне заезжали из-за Урала, с Печоры. Революция потревожила. Уехали в дальние края» (Тарлин Т.Г., Дмитриева, 2005: 448).

Итак, в результате массового переселения из Ижемско-Печорского бассейна в Зауралье, начавшегося в первой четверти XX в. и закончившегося в 20-30 годы, коми-зыряне появились на территории бассейна реки Казым. Часть из них прибыла непосредственно из ижемских сёл Ижма, Ласта, Бакур, другая часть перекочевала с берегов Оби, из сел Мужи, Горки, Восяхово, некоторые семьи кочевали в районе Березово. Переселившись на Казымскую землю, ижемцы некоторое время вели кочевой образ жизни, преодолевая со своими стадами большие расстояния на северо-востоке, в верховьях реки Сорум. «Район кочевок зырян обнимает собою пространство с запада на восток – от Урала до Оби и даже за Объю, между р.р. Полуем и Куноватью, причем нередко они переходят и Полуй до р. Надыма и даже Надым, направляясь с торгом навстречу Низовым самоедам»- пишет Дунин-Горкавич (Дунин-Горкавич I: 120).

Из статьи Е.П Истоминой: «Первыми приехали семьи Рочевых Петра и Алексея, Филиппова Михаила Иосифовича, Иов-старик со своей семьей»

Предположительно, первыми из рода Каневых сюда приехал  Канев Александр Степанович.  Вот  воспоминания Канева ИА: «В 20-х годах с Печоры сюда переехали.  Переехали, потому что время такое было. Смутное время, про это нельзя было говорить.  Белые, красные. Белые приходят – 50 оленей берут, не отдашь, силой забирают. Красные приходят тоже просят.  И поэтому бежали. Многие бежали —  Рочевы, Вокуевы. Все знакомые  между собой были. Бежали с притока Печоры, Усы и с Ижмы. Здесь тогда спокойнее было».     

В 1926 году был создан Казымский тузсовет с центром в с. Полноватское, в котором числилось 1629 «душ» обоего пола, из них 75 русских и зырян, 1554 – туземцев» (Касум ёх, 1993: 64). Численность коми-зырян, проживавших на Казымской территории, была невелика, и они кочевали по бассейну Казыма, 2 хозяйства обосновались на вершине Казыма у озера Выли-то (Касум ёх, 1993: 24-25, Югория, 2000: 12, Дмитриева, 2005: 21).

Канев И.А. рассказывает: ««Старшие дети пасли оленей в тундре, а отец, так как постарел, стал  жить с младшими  в Полновате  А потом, когда культбаза  образовывалась  —  сюда (т.е. в Казым) переехали, так как отсюда ближе к оленеводству». 

На месте нынешнего села Казым Белоярского района до 1930 года располагалось небольшое хантыйское поселение – Амнинские юрты. В некоторых исследованиях предполагается, что поселок возник в результате колонизации оленеводами-ижемцами (Леэте, 2004: 204). По решению Комитета Севера ВЦИК в 1930 году началось строительство Культбазы, включающей дом туземца, радиостанию, факторию Союзпушнины, интегральный кооператив, школу-интернат. В марте 1930 года культбаза в Казыме была открыта и стала одним из первых на Обском Севере центров культурно-просветительской работы среди коренного населения. Наряду со школой-интернатом на культбазе действовала русско-зырянская школа, в которой обучались дети русского и коми-зырянского населения. В отчетных документах школы за 1934 год указывается 43 человека, охваченных учебой (Ерныхова, 2003: 17-31). Отделившийся в 1931 году Казымский тузсовет с центром в юртах Амня составлял 1630 человек, в том числе 81 % ханты, 13 % ненцы, 6 % зырян.

Вот что вспоминает  Канева Ульяна Алексеевна ( воспоминания записаны Боковой ГВ): « Михаил (это старший брат)  родился в Коми АССР в 1918 году , я – в Мужах  в 1920 году; Маша – в Казыме в 1927,  Николай – в Коми АССР, в 1929 году. В 1928 году поехали на каюке в Коми АССР, потому что отец болел… В 1937 году сюда  приехали».

К родному дяде каслает в Казым примерно в 25-е годы Канев Василий Андреевич, прадед Суббота КА. Он  помнит, что шли к дяде и к брату – Каневу Иову.

Примерно в то же время  сюда переезжает семья Каневых Акима,  Ефима, Акулины и Пелагеи. Они рано потеряли родителей, Пелагее тогда было всего несколько месяцев. Их на работу батраками нанимает дедушка Филипповой Марии и Анны Андреевны.  Как вспоминал дед Аким, оленей гнали в Казым. Болезнь была страшная. Один раз через речку переходили. Половина стада не смогла выйти из реки, там и осталась.  Из воспоминаний Ильиной Н.Н. «Дядя Ефим, дядя Аким, мама, тетка Пелагея приехали в Казым вместе с Каневым Михаилом (это их дядя) и его женой Ириной. Дети: Екатерина (мать Марии Андреевны Филипповой), Елизавета (бабушка Канева Дмитрия Николаевича), Анастасия жила в Саранпауле)  и Римма (жена Канева Ивана Адександр-старшего, детей не было) . У Канева Михаила были личные олени, дед Аким и дед Ефим и мама были работниками у него. Рано умерли родители у дяди Ефима и мамы, да еще были близкими родственниками, вот и жили у Канева Михаила и работали у него.»

В это же время сюда переезжают  семьи Вокуева Якова Гермогеновича,  Алексея Акимовича Канева, Герасима Порфирьевича, Василия Петровича и Селиверста Петровича Поповых.

После организации зырянского колхоза переселенцы из Республики Коми продолжают прибывать.  Канева ЕЕ рассказывает, что ее отец переехал в конце 30-х годов, «она  в зыбке была, около года ей было. Половину оленей отец отдал в колхоз и нанялся туда работать, был бригадиром в 4 бригаде». Дома строили на «лысом острове», который водой снесло, потом дома переносили в другой край, который так и стал называться  «зырянским» . 

Незадолго до войны, в январе 1940 года Канев Петр съездил в с. Мужи за женой – Каневой ФФ. ФФ вспоминает: «Петр по-русски не говорил, приехал на оленях. Сказал, что в Казыме у него большой дом, трехкомнатный. Когда приехала в Казым, увидела, что на острове стоят дома маленькие, я подумала, как в них живут?»

«Согласно данным о работе Казымского тузсовета, на его территории в 1932 году находилось 8 юртовых объединений… Кочующие коми-зыряне были объединены в 16 хозяйств, из них батрацких-7, кулацких-9. Всего лиц обоего пола 70 человек. Основные виды занятий хантыйского и коми-зырянского населения-оленеводство, рыболовство и охота» (Ерныхова, 2004: 566).
В 1931 году в Казыме был организован колхоз, в который входили проживающие на Казымской территории коми-зыряне. Исследуя ситуацию на территории и причины Казымского восстания 1933-1934 гг., Ерныхова О.Д. пишет: «Чтобы не попасть под «ликвидацию», коми-зыряне в 1931 году … организовали первый в Казымском регионе «колхоз имени Скачко», по документам числившийся как «кулацкий» (Матер. Т.У, 1982: 571, Ерныхова, 2004: 569). После исключения из его состава зажиточных оленеводов в 1933 году он был зарегистрирован районными властями. Колхоз имени Скачко, включающий кочевые хозяйства, стал вторым после колхоза «Сталина» (д. Полноват) объединением на территории бассейна реки Казым (Касум ёх, 1993: 68). В него сдали своих оленей Попов Василий Петрович, Канев Ермолай Георгиевич, Рочев Алексей Ильич, Рочев Петр Ильич, Канев Иов Андреевич, Канев Михаил Иосифович, владевшие большим количеством оленей.

Как рассказывает Канева Е.Е. из с. Казым: «Отец покойник в совхоз отдал своих оленей… Старик Яков, старик Иов да другие с оленями приехали и бригаду создали (букв. сделали). Седьмая бригада была. Ижемцы умели оленей (букв. оленя) держать. Берегли, поднимали, хорошо держали. У нас бумага есть, что (отец) оленей отдал» (Канева Е.Е., Казым, полев. мат-лы, перевод автора, 2007 г.). Другие оленеводы, не имевшие своего стада и служившие батраками у зажиточных хозяев, после организации коллективных хозяйств, были приняты в качестве пастухов. После создания колхозной оленеводческой бригады собственник большего количества оленей назначался бригадиром. Таким образом, коми оленеводы стали членами колхозов, организованных на Обском Севере.

Со строительством культбазы началось строительство села. Постепенно зыряне-оленеводы начали строить дома в селах. Некоторые обосновались в с. Полноват. Первыми коми, построившими дом в Казыме, была семья Рочевых, приехавшая из Бакура. Старожилы помнят высокий дом, построенный на берегу реки Амня. Семья Рочевых прославилась своим мастерством: «Рочевы мастеровые люди были. В Березово много построили. Школу они и строили. Старый дом тоже он делал. Бабушки Насти отец. Как-то ездили, когда в чуме жили, в место, где дома были. Среди многих озер старые дома. Места первой бригады в те годы были. А сами Рочевы приехали с оленями. Из-за Камня со многими оленями приехали. Рочев Петр (по прозвищу Каля) тоже с оленями приехал. У Ильи Петровича тоже много оленей было» (Рочева В.А., Казым, полев. мат-лы, перевод автора, 2006 г.). В конце 50-начале 60 годов производилось укрупнение колхозов, в результате чего создан колхоз «Правда» с центром в с. Казым, в 1961 году преобразованный в совхоз «Казымский».

В последние годы в результате интенсивного промышленного освоения Севера происходит сокращение оленеводческих пастбищ, поголовья животных и, в конечном итоге, оленеводческих бригад. Так, на балансе совхоза «Казымский» в 1961 году числилось 19 482 оленя, на 1 января 1991 года численность составила 14 742 головы (13 бригад). Оленеводческое хозяйство с. Казым ОАО «Казымская оленеводческая компания», в недалеком прошлом являвшееся совхозом-миллионером, насчитывает 3 бригады. Несколько коми семей ведут традиционный образ жизни, занимаясь частным оленеводческим хозяйством. Остальная часть коми населения проживает в селе, районном центре.

В селе Казым в настоящее время насчитывается около 300 коми-зырян, потомков оленеводов, перекочевавших на территорию Сибири. Как отмечает Дмитриева Т.Н., на Казымской территории проживает «более 100 семей коми (зырян)», являющихся потомками последней волны переселения коми-ижемцев за Урал из Ижмо-Печорского бассейна, произошедшего уже в XX в. (Дмитриева, 2006: 36).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СОКРАЩЕНИЯ:

  1. Историко-культурный очерк поселения Коми-Зырян в бассейне реки Казым

16 мая 2008 года. К. А. Суббота, научный сотрудник отдела инновационных программ и разработок Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск)

  1. Абрамов, 1993 – Абрамов Н.А. Описание Березовского края. Шадринск, редакционно-издательский отдел ПО «Исеть», 1993 г. – 84 с.
  2. Алквист — Алквист А. Среди хантов и манси. Путевые записи и этнографические заметки. Перевод с немецкого и публикация д-ра наук Н.В. Лукиной. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. – 179 с.
  3. Бартенев — Бартенев В.В.На крайнем северо-западе Сибири. Очерки обдорского края. // Тобольский Север глазами политических ссыльных XIX — начала XX века. Екатеринбург: Средне-Уральское книжное изд-во, 1998. – 430 с.
  4. Дмитриева, 2005 – Дмитриева Т.Н. Топонимия бассейна реки Казым. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2005. – 580 с.
  5. Дунин- Горкавич I — Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север. В 3 т. Т. 1. Общий обзор страны, её естественных богатств и промышленной деятельности населения. – М.: Либерея, 1995. – 376 с.
  6. Ерныхова, 2003 – Ерныхова О.Д. Казымский мятеж (об истории Казымского восстания 1933-1934 гг.). – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2003. – 160 с.
  7. Ерныхова, 2004 — Ерныхова О.Д. К вопросу о причинах Казымского восстания 1933-1934 гг. // Материалы Международной научной конференции «Сохранение традиционной культуры малочисленных народов севера и проблема устойчивого развития». г. Ханты-Мансийск, Россия 23-26 июня 2003 г. М.: 2004.- С. 565-571.
  8. Жеребцов 1982 — Жеребцов Л.Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. М.: «Наука». 1982. — 223 с.
  9. Жеребцов, 1998 — Жеребцов И.Л. Коми край в середине XVIII –середине XIX веак: территория и население. Сыктывкар, 1998. — 176 с.
  10. Зырян. мир — Власова В.В. Жеребцов И.Л. и др. Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми народа. Сыктывкар, Коми кн-е изд-во, 2004. — 430 с.
  11. Ист. ХМАО, 2000 — История ХМАО с древности до наших дней. Учебник для старших классов. Екатеринбург. НПМП «Волот». 2000. – 467 с.
  12. Каксин, 2003 – Каксин А.Д. Казымский диалект и его место в системе диалектов хантыйского языка. // Казымские чтения. Материалы научно-практической конференции 19 декабря 2003 г. Ханты-Мансийск, 2003. – 40 с.
  13. Каксин, 2007 – Каксин А.Д. Казымский диалект хантыйского языка. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. – 134 с.
  14. Карьялайнен – Карйалайнен К.Ф. Религия югорских народов. Т. I. Перевод с немецкого и публикация д-ра истор. наук Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. – 151 с.
  15. Кастрен I — Кастрен М.А. Сочинения в двух томах: Т. 1. Лапландия. Карелия. Россия. Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 1999. – 256 с.
  16. Касум ёх, 1993 – Касум-ёх. Материалы для обоснования проекта этнической статусной территории / ответственный редактор – канд. истор. наук А.В. Головнев – Шадринск: Редакционно-издательский отдел ПО «Исеть», 1993. – 112 с.
  17. Конаков, Котов, 1991 — Конаков Н.Д. Котов О.В. Этноареальные группы коми. – М. 1991.
  18. Леэте, 2004 – Арт Леэте. Казымская война: восстание хантов и лесных ненцев против советской власти. Перевод на русский язык Ирины Ореховой. Кафедра этнологии Тартуского университета. Тарту, 2004. – 287 с.
  19. Матер. Т.У. — Материалы Томского государственного университета, отражающие экономическое состояние на Казыме, составленные Денисенко. Фонды ГМПиЧ.№1100/241.
  20. Молданов, 1997 – Кань кунш о.а\ / Автор-сост. Т.А. Молданов. Ханты-Мансийск, ГУИПП «Полиграфист», 1997. – 148 с.
  21. Нежданов, 1961 – Нежданов А. От Тюмени до Салехарда (Из путевого блокнота журналиста). Тюменское книжное издательство. 1961. – 167 с.
  22. Оч. ист. Коды, 1995 — Морозов В. И. Пархимович С.Г. Шашков А.Т. Очерки истории Коды. Екатеринбург. «Волот», 1995.192 с.
  23. Скалозубов – Скалозубов Н.Л. Дневник. // Тобольский Север глазами политических ссыльных XIX — начала XX века. — Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1998.-430 с.
  24. Соколова, 2001 – Соколова З.П. Мои путешествия к хантам. // Культурологические исследования в Сибири №1. Омск 2001. – С. 165-208
  25. Хайду, 1985 — Хайду П. Уральские языки и народы. – М.: Прогресс, 1985. — 432 с.
  26. Цымбалистенко, 2003 — Цымбалистенко Н.В. Север есть север…: Исторические судьбы коренных народов Ямала в литературном освещении.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2003.- 172с.
  27. Штейниц 1962 — Штейниц В. Из топонимики Северного Пообья // Вопр. Географии. Сб. 58. Географические названия. М., 1962. С. 109-111.
  28. Югория, 2000 — Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. Т.2. Х-Мансийск, 2000, 431 с.

ИНФОРМАНТЫ:

  1. Канев Александр Алексеевич, 1936 г.рождения, с. Казым, пенсионер, август 2005 г., январь 2006 г.
  2. Канева Анна Михайловна, 1937 г. рождения, с. Казым, пенсионерка, август 2007 г.
  3. Канев Василий Григорьевич, 1935 г. рождения, д. Ласта Ижемского района РК, пенсионер, июнь 2003 г.
  4. Канева Евдокия Ермолаевна, 1937 г. рождения, с. Казым, пенсионерка, июль-август 2007 г.
  5. Канева Лидия Абрамовна, 1929 г. рождения, д. Ласта Ижемского района РК, пенсионерка, июнь 2003 г.
  6. Рочева Васса Алексеевна, 1937 г. рождения, с. Казым, пенсионерка, ноябрь 2006 года.
  7. Сметанин Павел Иовлевич, 1928 г. рождения, д. Мошъюга Ижемского района РК, пенсионер, июнь 2003 г.

Другие работы

Спектакль-терапия как форма работы с детьми в детских этнических стойбищах
Спектакль-терапия как форма работы с детьми в детских этнических стойбищах

В статье раскрывается тема психологических проблем малочисленных народов и попытка поиска возможности их решения через спектакль в детском этнокультурном стойбище «Нумсанг ёх».

Читать >
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам